Финансовая отчетность по МСФО | Цена:

Артикул:

 

MOSFINKOM предлагает услуги по составлению и подготовке бухгалтерских документов вашей компании в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

РАСПИСАНИЕ СЕМИНАРОВ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ >>>

МСФО выделяют две категории элементов финансовой отчетности:

- данные, характеризующие финансовое положение - бухгалтерский баланс и отчет об изменениях капитала;

- данные, характеризующие результаты деятельности - отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

 Основным стандартом, регулирующим порядок формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО, является МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности". Он не только определяет критерии соответствия финансовой отчетности правилам МСФО, но и устанавливает требования в отношении существенности, непрерывности деятельности, последовательности представления, а также определяет обязательные компоненты финансовой отчетности. Данный стандарт дает рекомендации по составлению каждой из основных отчетных форм и устанавливает общие требования к признанию и оценке в отчетности объектов и операций.

Среди прочих следует отметить некоторые специальные стандарты МСФО, действующие в настоящее время:

МСФО (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств»

МСФО (IAS) 10 «События после отчетной даты»

МСФО (IAS) 14 «Отчетность по сегментам»

МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»

МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность»

МСФО (IAS) 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности»

МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность»

 

СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Пунктом 8 МСФО (IAS) 1 определяется состав полного комплекта финансовой отчетности, который включает в себя:

- баланс;

- отчет о прибылях и убытках;

- отчет об изменениях в собственном капитале, отражающий либо все изменения в собственном капитале, либо изменения в собственном капитале, отличающиеся от тех, которые возникают в результате операций с владельцами собственного капитала (акционерами);

- отчет о движении денежных средств;

- примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания.

            Сравнение обязательных компонентов финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО и составляемой в соответствии с требованиями российских стандартов, можно сделать следующие выводы:

1. В МСФО нет понятия «форма отчетности». Международные стандарты устанавливают требования к составу и порядку раскрытия информации в каждой из составляющих финансовой отчетности, а также подробно регламентируют порядок обозначения финансовой отчетности (пункты 44 - 48 МСФО (IAS) 1). С другой стороны, Министерством финансов РФ, помимо общих требований к порядку составления бухгалтерской отчетности, утверждены также формы бухгалтерской отчетности, Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указания о порядке составления финансовой отчетности (Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н). При этом, несмотря на продекларированный в соответствующем приказе принцип, согласно которому утвержденные формы являются лишь основой для разработки организациями собственных форм отчетности, на практике большинство хозяйствующих субъектов используют утвержденные отчетные формы без какой-либо доработки.

2. В российской системе регулирования бухгалтерского учета и отчетности отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала выступают в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. МСФО рассматривают данные отчеты в качестве самостоятельных компонентов финансовой отчетности, «равноправных» с балансом и отчетом о прибылях и убытках. Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) содержат требования о выделении приложений к бухгалтерскому балансу и отчета о целевом использовании полученных средств в обособленные отчетные формы. МСФО же предусматривают включение соответствующей информации в пояснительные примечания к финансовой отчетности.

3. МСФО, в отличие от РСБУ, не устанавливают прямых требований об обязательном включении в состав отчетности аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

4. МСФО предусматривают возможность составления двух вариантов отчета об изменениях капитала: отчет может отражать все изменения в капитале без исключения либо исключать операции с акционерами по вкладам в капитал и дивидендным выплатам.

5. МСФО не устанавливают зависимость количества отчетных форм и объема раскрываемой информации от особенностей деятельности и масштабов организации, представляющей финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. РСБУ для определенных категорий хозяйствующих субъектов (малых предприятий, некоммерческих организаций, общественных организаций (объединений)) предусматривают возможность представления бухгалтерской отчетности в сокращенном составе (пункты 3 и 4 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности).

 

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Пункты 9 и 10 МСФО (IAS) 1 определяют, что многие организации, помимо финансовой отчетности, представляют следующие документы:

- финансовые обзоры, содержащие основные характеристики финансовых результатов деятельности организации, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается;

- прочие отчеты и официальные бюллетени, например, отчеты по вопросам охраны окружающей среды, официальные бюллетени о добавленной стоимости (указанные документы представляются за рамками финансовой отчетности и не регулируются нормами МСФО).

РСБУ предусматривают право организации на представление дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, при условии, что «исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений». Составу дополнительной информации и особенностям формата представления данных посвящен раздел VIII ПБУ 4/99.

Итак, МСФО и РСБУ позволяют организациям представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской (финансовой) отчетности, более подробно раскрывающую отдельные показатели отчетности либо сведения об организации, если такая информация может быть полезна заинтересованным пользователям отчетности.

 

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

В МСФО вопросы формирования и представления промежуточной финансовой отчетности регулируются специальным стандартом - МСФО (IAS) 34, который устанавливает требования к минимально необходимому содержанию такой отчетности, а также определяет принципы признания и оценки, которые должны быть применены при ее составлении. МСФО (IAS) 34 не устанавливает периодичность составления промежуточной отчетности, определяя промежуточный период как «отчетный период, продолжительность которого короче полного финансового года». Решение о том, с какой периодичностью формировать промежуточную отчетность, МСФО (IAS) 34 относит к компетенции руководства организации.

Согласно МСФО (IAS) 34 минимально необходимый комплект промежуточной отчетности должен включать: сжатый баланс; сжатый отчет о прибылях и убытках; сжатый отчет об изменениях в собственном капитале; сжатый отчет о движении денежных средств; выборочные пояснительные примечания. Вместе с тем, стандарт МСФО (IAS) 34 не ограничивает организации в их праве на составление промежуточной отчетности в полном объеме. В таком случае форма и содержание отчетности должны соответствовать требованиям МСФО (IAS) 1.

РСБУ (п. 48 ПБУ 4/99) устанавливает обязанность по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц и квартал нарастающим итогом с начала отчетного года. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 ПБУ 4/99).

Итак, требования МСФО к составлению и представлению промежуточной отчетности, изложенные в виде самостоятельного стандарта МСФО (IAS) 34, сформулированы существенно более подробно и определенно, чем требования РСБУ, а состав обязательных к составлению (согласно МСФО) отчетных форм значительно шире.